В конце ноября в Москве прошёл съезд лидеров «Опоры России». Его тема — цифровизация экономики. С презентациями выступили представители «Яндекса», «Гугла», «Сбербанка» и других компаний-гигантов, которые IT-технологии либо разрабатывают, либо активно внедряют.

Цифровизация – это революция в экономике, происходящая на наших глазах. Она сопоставима с такими технологическими революциями, как изобретение парового двигателя, внедрение конвейера и автоматизация. Цифровые сервисы активно осваивает крупный бизнес: это системы управления базами данных, процессами производства, продаж, движения сырья, готовой продукции, денег, онлайн-офисы, онлайн-продажи, онлайн-банкинг…

Малый бизнес тоже внедряет цифровые инструменты. Подавляющее большинство предпринимателей перешло на взаимодействие с ФНС и банками через интернет (в том числе через мобильные устройства). Активно используется конференц-видеосвязь, а также сервисы для онлайн-продвижения и продаж. Некоторые устанавливают системы управления продажами (CRM).

Но малый бизнес значительно отстаёт от крупного. Это связано с достаточно высокой стоимостью таких технологий и со сложностью их внедрения. В большинстве случаев для внедрения новых цифровых инструментов нужен отдельный специалист (а иногда и несколько). Он должен всё установить, настроить и постоянно обслуживать. Для малого бизнеса это дорого. Нам нужны простые готовые решения от IT-разработчиков. Условно говоря: если ты магазин, вот тебе такая программа, если ты производитель – вот тебе такая программа. Установка в несколько кликов, простая эксплуатация. Например, мне нужна информация по конкретной производственной линии — я захожу в программу и смотрю, сколько часов она сегодня работала, на какой скорости, сколько простаивала и по какой причине, и что происходит с ней в данный момент.

Цифровизация приводит к сокращению затрат, оптимизации процессов, росту эффективности и объёмов продаж.

Во время форума я обсудил ориентированность разработчиков программ на малый (и особенно на малый производственный) бизнес с представителем «Яндекса», генеральным директором «Яндекс.Маркета» Максимом Гришаковым.

Максим Гришаков (Яндекс) и Павел Спичаков

Максим Гришаков (Яндекс) и Павел Спичаков

В частности, интересовала возможность создания русскоязычного сервиса по поиску производственного оборудования. В России станков производится очень мало, а искать оборудование на иноязычных сайтах сложно. К сожалению, ничего подобного российский IT-гигант в ближайшей перспективе разрабатывать не планирует, да и в целом он больше ориентирован на сервисы для торговли и сферы услуг («Яндекс. Маркет», «Яндекс. Доставка», «Яндекс. Такси»), чем для производства.

Зачастую разработчики программ не знают, что именно нам нужно. А если им эту информацию дать, то ситуация – я уверен — изменится.

А какой сервис нужен именно для вашего малого предприятия? Все идеи и предложения будут направлены ведущим российским IT- разработчикам.

С уважением, Павел Спичаков,

Управляющий ООО «КИТ», ООО «Бергус»,

Заместитель председателя ВО «ОПОРА РОССИИ».