Добиться снижения цен на презервативы руководство страны поручило сразу четырём структурам: Федеральной антимонопольной службе, Минпромторгу, Минздраву и Росздравнадзору. Указание содержится в плане мероприятий «Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции…», утверждённом 20 апреля.
Кому-то вопрос может показаться незначительным: «подумаешь, резинка». Но на самом деле его масштаб огромен. Смотрите сами. В производстве презервативов используются десятки химических компонентов, почти все из которых НЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ В РОССИИ, промышленное и лабораторное оборудование, которое НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ В РОССИИ. Для этой индустрии важны технологии и технологи, которых В РОССИИ ПОЧТИ НЕТ.
Вполне естественно отсутствие в России своего латекса. Его делают из сока гевеи, которая в нашем климате не растёт. Но и другие компоненты приходится искать долго, и часто без малейшей надежды найти их у нас в стране. Взять к примеру силиконовое масло. В России даже удалось найти пару производителей, но в обоих случаях выяснилось, что у продукта отсутствует сертификат, позволяющий использовать его в медицинских и косметических целях.
— Наш силикон отличается от медицинского только отсутствием этой бумажки, и больше ничем, — заявляют производители. – По своим характеристикам он такой же. Но сертификат оформлять очень сложно и дорого, поэтому мы этого не делаем. Продаём наш силикон только для технических целей.
В итоге, российские производители силикона не могут расширить рынок сбыта, а производители презервативов и косметики покупают силикон у западноевропейских компаний, у которых нужный продукт и нужная «бумажка» есть.
Что касается других компонентов, чаще всего они в России вообще не производятся. А те, что производятся, производятся из импортного сырья на импортном оборудовании. В любой типографии, изготавливающей картонную упаковку (не буду раскрывать наших поставщиков), вам скажут, что используют импортные станки, краски, картон и другое сырьё.
Понятно, что при применении импортных компонентов, приходится переплачивать за поиск поставщиков, командировки, доставку, таможню и надолго замораживать оборотные средства (срок поставки от 1 до 4 месяцев).
То есть Минпромторгу, который является одним из адресатов поручения, явно есть чем заняться для его успешной реализации. Необходимо стимулировать производство в России качественного сырья. Вплоть до высокоэластичного полиуретана, который всё чаще используется во всём мире для производства презервативов (тогда и привозной латекс будет не нужен).
Минздрав и Росздравнадзор тоже могут внести свой вклад в развитие производства российских презервативов. В настоящее время получение регистрационных удостоверений на медизделия – очень дорогостоящая и длительная процедура. И её и без того непростые правила постоянно усложняются. Это ограничивает выход на рынок новых производителей. Я считаю, что процедуры регистрации необходимо оптимизировать, уменьшив сроки и стоимость и устранив излишние требования.
По сообщениям СМИ, свои исследования рынка презервативов уже начала Федеральная антимонопольная служба. Ни для кого не секрет, что новым производителям сложно попасть на полки, которые уже давно поделены между крупными транснациональными компаниями, выплачивающими ритейлерам солидные бонусы. Здесь также необходимо навести порядок и установить чёткие правила игры.
Для тех, кто в теме, не секрет, что транснациональные компании всячески стараются не допустить создания в России современного завода презервативов. Так, около десяти лет назад было выкуплено и фактически уничтожено предприятие, работавшее в Подмосковье. Часть современных японских станков продали в Китай, часть просто сдали на металлолом. Освободившуюся нишу рынка заняли иностранцы.
Сейчас современное крупное производство, несмотря на то, что это непростая задача, стремимся создать мы. Наше предприятие постоянно повышает доступность презервативов, и при этом без ущерба для их качества. Снижение цены происходит за счёт оптимизации путей доставки сырья, роста автоматизации производства и его объёмов. Наш премиальный бренд «Torex» на полке стоит на 25-50% дешевле аналогов. Мы производим и презервативы эконом-сегмента «Гладиатор». А уже этим летом начнём производство и продвижение презервативов среднего ценового сегмента «Драйв», ориентированных на молодёжь и вполне доступных ей по цене.
Нас не может не радовать, что государство в последние годы уделяет много внимания задачам импортозамещения, и что оно обратило внимание на вопрос доступности презервативов. Аналогичную работу можно и нужно проводить по многим другим товарам (их десятки, сотни, тысячи). При правильном подходе она должна привести к созданию качественной российской сырьевой базы, а также к развитию технологий и станкостроения.
Мы всегда готовы поделиться нашими знаниями и наработками с ведомствами, которым государство поручило задачу импортозамещения и удешевления презервативов. И не только их.
Управляющий партнёр ООО «КИТ» и ООО «Бергус»,
Заместитель председателя Владимирского областного отделения «Опоры России»
Павел Спичаков